Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

  ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ СОШ С.КАЛГА

ГОНЧАР ОКСАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

Результаты работы

 

Результаты работы

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Калга

 

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка через работу с текстом»

(Описание опыта работы)

 

                                                                         

                                                                                Автор проекта

                                                                        учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ с. Калга

Гончар Оксана Васильевна

 

Методологическая характеристика проекта

Актуальность и обоснование выбора  методической темы.

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышения качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата  образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.(11).

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.

Работая в среднем звене, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. 56% учащихся имели первый уровень коммуникативной компетенции, 36%-второй, 8%- третий, четвёртым уровнем не владел никто (характеристика уровней компетенции в приложении). Качество обученности шестиклассников и девятиклассников составило 32% , качество старшеклассников (10А) также было невысоким -35%.

Исходя из понимания целей образования, можно выдвинуть гипотезу, что созданная система работы с текстом позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся, повысит качество знаний по предмету, создаст условия для успешной социализации личности.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способность выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающую социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.

Зачастую мы становимся свидетелями противоречий теории и практики и сталкиваемся с неспособностью ученика применить полученные знания в жизни. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема – устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий работы с текстом, методов и приёмов формирования коммуникативных компетенций школьников с учётом специфики предметных областей. Эти факты побудили меня к разработке и реализации данного инновационного образовательного проекта, являющегося звеном в общей системе нашей школы.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы 21 века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества.

Моей главной задачей явилось развитие у учащихся коммуникативной компетенции, так как язык- это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.  

Коммуникативная компетенция предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности. Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, которая включает в себя знание основных понятий лингвистики- стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.

Цель и задачи проекта.

Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы школы и ставит своей целью моделирование системы работы учителя, обеспечивающей формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка с использованием возможностей современных образовательных технологий при работе с текстом.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

· Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;

· Провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций;

· Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета «Русский язык»;

· Разработать систему компетентностно-ориентированных и творческих заданий;

· Определить способы диагностики и показателей достижения результатов;

· Спрогнозировать ожидаемые результаты.

Новизна проекта.

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учётом педагогической дидактики ( например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся с целью формирования коммуникативных компетенций учащихся.

 Опыт работы потребовал внести коррективы в содержание образования по преподаваемому предмету.

· Анализ и освоение новых учебно–методических комплектов по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта, Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина и М.А.Мищериной, включение их опыта и рекомендаций в свою систему работы;

· Углубление знаний учащихся по предмету через внеурочную работу;

· Изменение в организации учебного процесса – переход от традиционного к деятельностному подходу;

· Творческое комплексное применение известных педагогических технологий П.Я.Гальперина, Л.С.Выготского и др.;

· Организация работы с учащимися на основе компетентностного подхода;

· Разработка технологических аспектов реализации опыта.

Внесение  изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса – одно из условий успешности данного педагогического опыта.

Прогнозирование результатов.

В результате применения разработанных методических приёмов предполагается достижение следующих результатов:

· Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

· Повышение интереса к русскому языку и литературе;

· Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

· Умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

· Умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

· Активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Описание деятельности.

Для реализации данного проекта имеются следующие условия:

1)    использование современных образовательных программ, учебно-методического комплекта, мультимедийных приложений к уроку.

Учебники:

· Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2012.

· Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2011.

· Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2011.

· Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2009.

· Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2009.

· Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Русский язык .10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5 –е изд., исп. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008.

· И.П. Цыбулько, В.Н. Александров, Л.И. Пучкова, Т.В. Соловьёва Государственная  итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык 2012 /ФИПИ. М.: «Интеллект – Центр», 2011.

· Горшков А.И. Русская словесность:  От слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 6 –е изд., М.: Дрофа 2007.

Мультимедийные приложения к урокам:

· Русский язык 5 класс. Интерактивное наглядное пособие . «Дрофа»

· Русский язык 6 класс. Интерактивное наглядное пособие . «Дрофа»

· Русский язык 7 класс. Интерактивное наглядное пособие . «Дрофа»

· Русский язык 8 класс. Интерактивное наглядное пособие . «Дрофа»

· Русский язык 9 класс. Интерактивное наглядное пособие . «Дрофа»

· Русский язык 10-11 класс. Интерактивное наглядное пособие . «Дрофа»

· Русский язык. Тренажёр по орфографии. Интерактивное наглядное пособие. «Дрофа»

· Русский язык.7 класс. «Кордис Медиа».

· Русский язык.8 класс. «Кордис Медиа».

· Русский язык.9 класс. «Кордис Медиа».

· Репетитор по русскому  языку.5-9 класс. «Акелла».

· Репетитор по русскому  языку.10-11 класс. «Акелла».

2)    Квалификационный уровень учителя.

3)    Наличие компьютера, проектора в кабинете русского языка и литературы, что способствует применению современных образовательных технологий.

Этапы реализации проекта:

 

Этапы реализации проекта

План деятельности

Подготовительный 2010-2011 год

- изучение теоретических основ проблемы;

- разработка проекта;

-создание «банка» компетентностно-ориентированных заданий

Поисково-экспериментальный 2011-2013 год

- апробирование проекта;

-модернизация методики преподавания русского языка на основе современных средств обучения и технологий;

-корректировка дальнейшей работы.

Заключительный 2014 год (апрель- май)

- Оценка эффективности проекта;

- анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

 

Методические приёмы и формы решения проблемы.

Как же научить ребят пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи? В этом мне помогает использование разноуровневых заданий на каждом этапе обучения: 5-6 класс - создание сочинений – описаний по картине, сочинение - сказок, сочинений- рассказов; 7-8 класс – изложений, изложений с элементами сочинения, рецензий, аннотаций, отзывов; 9-11 класс – создание сочинений, рефератов. Таким образом, у учащихся вырабатывается навык создания текста от простого к более сложному.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

·      комплексная работа с текстом;

·      лингвостилистический анализ текста;

·      «самодиктанты»;

·      сочинение- рассуждение;

·      редактирование текста;

·      различные виды диктантов;

·      интеллектуально-лингвистические упражнения;

·      работа с текстами – миниатюрами;

·      составление планов по тексту;

·      коммуникативные и игровые ситуации;

·      групповая работа с текстом.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С.Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности : о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии т.п.. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаёт автор.

Учебники по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта, Н.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А.Мищериной имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1.                     Выразительное чтение текста.

2.                     Словарная работа.

3.                     Тема текста.

4.                     Идея текста.

5.                     Тип текста.

6.                     Стиль текста.

7.                     Выразительные средства речи и их роль.

8.                     Синтаксические конструкции.

На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты. Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов - это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

Ещё более стимулирует коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). В ходе своей деятельности пришла к выводу, что применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала. Приёмы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально- лингвистических упражнений. Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В  свою очередь лингвистические задания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Я считаю, что успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счёт широкого использования исследовательских методов. Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Средством создания речевых возможностей на уроке признаётся система ситуативных упражнений. Я моделирую ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: «Вы экскурсоводы, ведёте экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справиться с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.

Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения. 

Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?

1.                     Язык не стрела, но пуще стрелы разит.

2.                     Красную речь хорошо и слушать.

3.                     Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

4.                     Красное дерево редко, красное слово метко.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1.                     «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2.                     «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3.                     «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4.                     «Перевёртыши». Замени в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные  средства, используемые автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.

Обязательной частью урока считаю рефлексию, где  ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.

Активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся на уроке, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки- исследования, уроки- семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т.п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников. Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т.п.) состоит из следующих этапов:

·                        Целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

·                        Планирование, когда ученики вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий;

·                        Исследование, когда ученики исследуют текст, решают промежуточные задачи.

·                        Дискуссия, когда ученики  обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения.

·                        Итоговая творческая работа.

Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Учитель оценит не только результат, но процесс работы. Языковой материал предъявляется учащимися в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.

На всех видах вышеназванных уроков учителем создаётся особая образовательная ситуация, когда через общение ученик-учитель, ученик-ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приёмы и средства обучения через создания на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.

Внедрение на уроках русского языка разнообразных форм и методов работы с текстом позволяет осуществить переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному.

 

Промежуточные результаты работы над проектом.

Работать над темой «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» я начала в 2010-2011 учебном году. В это время я работала в 10А,  9Г , 6 А классах. У ребят были недостаточно развиты коммуникативная и языковая компетенции, качество обученности оставляло желать лучшего (см. Введение, обоснование выбора темы). Учащиеся 6 и 9 класса учились по учебному комплексу под редакцией М.М.Разумовской (в этом учебнике особое внимание уделяется различным видам работы с текстом). Учащиеся 10 класса использовали учебники под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А.Мищериной

Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:

·      У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

·      Более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению задач, совершенствуется речевое развитие;

·       Повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учёбе, олимпиадах, конкурсах;

·      Повысился уровень коммуникативной компетенции.

Четвертым уровнем овладели 2% учащихся (было 0%), третьим -15% (ранее 8%), вторым – 38%, снизилось количество учащихся с первым (низким) уровнем компетенции (45% вместо 56%).

Результативность учебной деятельности учащихся за последние 3 года по русскому языку и по литературе.

Русский язык.

предмет

2009-2010

Успев/ качест

2010-2011

Успев/ качест

2011-2012

Успев/ качест

Русский язык

 100%/54%

99%/39%

99%/56%

литература

100%/84%

100%/69%

100%/79%

 

Результаты выпускных экзаменов по русскому языку.

Учебный год

Экзамен

% успев-ти

% кач-ва

 

2009-2010

ГИА

69%

29%

 

2010-2011

ГИА

100%

56%

 

2011-2012

ЕГЭ

100%

Ср. балл 59,3

 

 

Различные формы и методы работы с текстом применяю не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Уже есть первый опыт участия в областной олимпиаде. Ученица 11 класса Чижова Елена два года (2011, 2012 год) принимала участие в областной олимпиаде по литературе, получила сертификат участника и заняла 13 место из 47, также мои ученики участвуют во Всероссийском молодёжном филологическом чемпионате г. Пермь и имеют неплохие результаты (Макарова Евгения-58,3% выполнения заданий, Якимова Дарья- 52,4%)

Итогом работы по развитию творческих способностей учащихся стало участие детей в конкурсах различного уровня.

 

Ф.И. ученика

Конкурс

Результат

Вторушин Александр

Районный конкурс чтецов (2011год)

Краевой конкурс «Неболит» (разработка мероприятия) (2010 год)

Победитель

 

2 место

 

 

Данко Виктория

Районный конкурс «Неболит» (акция) (2012 год)

3 место

Агитбригада

(7 человек)

«Скажем наркотикам – НЕТ!» (2011 год)

Выступление в школах района

8 Г, 9 Г

Школьный конкурс  «Театральная весна» (2009-2010гг)

1, 2 место

Макарова Алёна

Школьный конкурс социальных проектов (2010 год)

Сертификат участника

 

Работы учащихся по различной тематике систематически печатаются на страницах районной газеты «Родная земля».

Таким образом, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции возможен положительный результат.

Методическая ценность, представление опыта работы.

Данная методическая разработка (или её компоненты) были представлены  на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы, на открытых уроках.

Вышеизложенный опыт по работе с текстом применим как на отдельно взятом уроке русского языка, или его части, так и в системе уроков, необходим на уроках и в средних и старших классах; уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной  работе, с успехом может использоваться не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами начальной школы с учётом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

Заключение.

Проделанная работа за период 2010-2011 годы позволила увидеть первичный результат, откорректировать и спланировать дальнейшую деятельность в этом направлении. На данный момент особое внимание в своей работе уделяю развитию речи и мышления учащихся. Работаю в направлении сформирования интеллектуально и творчески развитой личности, обладающей коммуникативными навыками. Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на  уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст- это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст – основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

 « Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык- не только гимнастика ума и главное средство общения, но и  основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа-2020. Какой мы её видим?»  поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.

 Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несёт в себе и важную воспитательную функцию. Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ГИА, ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамических социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.

 

 

 

Список литературы

1)                     Бархин К.Б., Истрина Е.С., Методика русского языка в средней школе. –М., 1934.

2)                     Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.- Л., 1941

3)                     Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. – М., 1956.

4)                     Гальперин И.Р. Текст как объект  лингвистического исследования. – М., 2001.

5)                     Дейкина А.Д. Новации  в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2002. - №3.- с.105.

6)                     Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.

7)                     Ипполитова  Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.

8)                     Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984.

9)                     Ладыженская Т.А.  Методика преподавания русского языка. – М., 1990.

10)                Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Киев, 1979.

11)                Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.

12)                Львов М.Р. Языковая норма и культура речи // РЯШ. -2006, №8. – с.3-8.

13)                Пахнова  Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ.2004, №4. –с.10-18.

14)                 Пахнова Т.М. Развивающая  речевая среда как средство приобщения к культуре //РЯШ. -2004, №6.- с.8-16.

15)                Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачётам, переводным и выпускным экзаменам // Газета «Русский язык». 2001, №17.

16)                Селевко Г.В. Компетентности и их классификация // народное образование. -2004. - №4. – С.138-143.

17)                Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. –М.,1997.

18)                Сорокопытова О.Г. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (Интернет- ресурс, размещение: http: //www.edu.ru)

19)                Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. -М.,2005.

20)                Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. – Курск, 1994.

21)                Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Правительство Российской  Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.

22)                Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М., 2007.

23)                Хуторской А.В. Ключевые компетенции  как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002.

24)                Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. -№5.

 

Приложение 1

Характеристика 4 уровней коммуникативной  компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция- осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои  мысли в устной  письменной форме.

Можно выделить 4 уровня коммуникативной компетенции учащихся: низкий, средний, выше среднего, высокий и 4 составляющих коммуникативной компетенции: речевую, языковую, стилистическую и риторическую.

1 уровень ( низкий).

Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка, встречается более 2 речевых ошибок в тексте объёмом 150-200 слов. У учащихся бедный словарный запас, однообразие грамматического строя речи, присутствует неуместное использование средств выразительности или их отсутствие, частые паузы. Выступление заканчивается раньше, чем через 2 минуты. Учащиеся не соотносят речь и ситуацию общения, не могут организовать пространство, стремятся уйти подальше от аудитории, спрятаться за стол учителя, опереться на него, могут отвлекаться или слишком зажаты, чувствуют себя крайне напряжённо и неуютно.

Языковой аспект: раскрывают содержание вопроса (проблемы) с соблюдением норм оформления текста по образцу, не придерживаются лексических, грамматических норм, отсутствует орфографическая зоркость, частотны орфографические и синтаксические ошибки.

Стилистический аспект: учащиеся имеют самое общее  представление о стилях речи. При общении преобладает разговорный стиль.

Риторический аспект: учащиеся  не имеют представления о композиции речи, неточно формулируют тему текста, не могут удержать тему на протяжении всего выступления, затрудняются в формулировке тезиса и подборе аргументов, не видят логических несоответствий, причинно- следственных связей, не отмечают нарушений речевой этики.

2 уровень (средний)

Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка, встречается не более 2 речевых ошибок в тексте, бедный словарный запас, однообразие грамматического строя речи, присутствует неуместное использование средств выразительности, частые паузы. Учащиеся с трудом могут выступать в течение 2 минут, соотносят речь с ситуацией общения, могут организовать пространство, но при этом чувствуют себя неуверенно или чрезмерно активно, неуместно используют невербальные средства общения.

Языковой аспект: учащиеся имеют представление о  лексических, грамматических нормах, но не считают нужным соблюдать их, имеют представление о правилах орфографии и пунктуации, но пишут «по привычке», не соотнося правило и конкретное слово или предложение, замечают ошибки, но не могут определить их происхождение, орфографическая зоркость развита слабо.

 Стилистический аспект: учащиеся имеют  представление о стилях речи, но не знают их особенностей и сферы их применения.

Риторический аспект: учащиеся  не имеют представления о композиции речи, но не всегда  её соблюдают при построении текста, формулируют тему текста, раскрывают тему (проблему), включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил составление текста, могут удержать тему. Делают попытки  сформулировать основную мысль, называют аргументы, считают их исчерпывающими и достаточными, однако могут быть нарушения логики, причинно- следственных связей, недочёты.

3 уровень (выше среднего)

 Речевой аспект: работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, допущено не более 1 логической ошибки. Учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка, встречается не более 1 речевой ошибки.  Словарный запас разнообразен и соответствует возрасту. Средства выразительности  используются не всегда уместно. Паузы отсутствуют, выступление длится  в течение 2 минут. Говорящий соотносит речь с ситуацией общения, умело организует пространство,  чувствуют себя уверенно, адекватно  используют невербальные средства общения. Языковой аспект: учащиеся в основном соблюдают лексические, грамматические, стилистические нормы письменной и устной речи , фиксируют ошибки, но неправильно их классифицируют. Допускают  не более  4 орфографических или синтаксических ошибок. У учащихся развита орфографическая зоркость.

Стилистический аспект: учащиеся разбираются в функциональных  стилях речи, владеют теорией построения текста разных стилей и жанров.

Риторический аспект: учащиеся знают о композиции речи и   соблюдают её, однако, наблюдаются незначительные недочёты в построении текста. Правильно ставят цель, формулируют, удерживают и раскрывают тему (проблему), основную мысль, называют аргументы и определяют жанр текста. Обращают внимание на логику в изложении аргументов, но неправильно их классифицируют.

4 уровень (высокий)

 Речевой аспект: работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,  логические ошибки отсутствуют. Учащиеся  выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка,  речевые ошибки отсутствуют.  Словарный запас разнообразен и соответствует возрасту. Средства выразительности  используются  уместно, паузы отсутствуют, чётко формулируется тезис, подобрано достаточное количество аргументов, приведены примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм. Выступление длится  более 2 минут. Говорящий соотносит речь с ситуацией общения, умело организует пространство,  чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие, адекватно  используют невербальные средства общения.

 Языковой аспект: учащиеся хорошо разбираются в языковых и речевых нормах, осознанно их соблюдают.  Допускают  не более  2 орфографических или синтаксических ошибок. У учащихся  хорошо развита орфографическая зоркость.

Стилистический аспект: учащиеся  хорошо разбираются в  стилях речи и сферах их применения, умеют создавать тексты  разных стилей и жанров.

Риторический аспект:  композиция текста не нарушена, учащиеся чётко  ставят цель, формулируют, удерживают и раскрывают тему (проблему) на протяжении всего выступления, основную мысль, называют аргументы, следят за логикой изложения материала, приводят примеры, самостоятельно предлагают структуру текста в соответствии с нормами жанра. Умеют формулировать и обосновывать свою позицию, а также убеждать окружающих в своей правоте.

Для определения уровня (низкий, средний, выше среднего, высокий) развития коммуникативных компетенций учащихся использованы специально разработанные методики А.П. Чудинова, З.И. Курцевой, Л.Г. Антоновой, А.В. Филиппова, идеи С.А. Минеевой, Т. А. Долининой и др.

 В качестве дидактического материала  учёные предлагают использовать тексты, тесты, аудио- и видеозаписи.

В качестве измерения коммуникативной компетентности учащихся я использовала те материалы, которые связаны с созданием и анализом текстов.

  

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"