Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

  ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ СОШ С.КАЛГА

ГОНЧАР ОКСАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

ЕГЭ 2017

 

ЕГЭ 2017

ЕГЭ 2017

 

Проект расписания ЕГЭ 2017

 

Расписание проведения единого государственного экзамена в 2017 году.

Расписание утверждено 28.02.2017.

Досрочный период:

23 марта (чт) география, информатика

27 марта (пн) русский язык

29 марта (ср) история, химия

31 марта (пт) математика Б, П

3 апреля (пн) иностранные языки (устн)

5 апреля (ср) иностранные языки, биология, физика

7 апреля (пт) обществознание, литература Резервные дни:

10 апреля (пн) география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устн), история

12 апреля (ср) иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология

14 апреля (пт) русский язык, математика Б, П

Основной этап:

29 мая (пн)        география, информатика

31 мая (ср)         математика Б 2 июня (пт)         математика П

5 июня (пн)       обществознание

7 июня (ср)        физика, литература

9 июня (пт)        русский язык

13 июня (вт)      иностранные языки, биология

15 июня (чт)      иностранные языки (устная часть)

16 июня (пт)     иностранные языки (устная часть)

19 июня (пн)     химия, история Резервные дни:

20 июня (вт)      география, информатика и ИКТ

21 июня (ср)     литература, химия, физика, обществознание

22 июня (чт)      биология, история, иностранные языки

23 июня (пт) иностранные языки (устн)

28 июня (ср) математика Б, математика П

29 июня (чт) русский язык

1 июля (сб) по всем предметам

Дополнительный период (сентябрьские сроки):

5 сентября (вт)                русский язык

8 сентября (пт)               математика базовая

Резервные дни: 16 сентября (сб)         математика Б, русский язык

 

Документы Российской Федерации

 

Документы Забайкальского края

 

Итоговое сочинение (Изложение)

 

Демоверсии ЕГЭ 2017 по всем предметам

 

Бланки ГВЭ

 

Перевод баллов ЕГЭ в оценки

Перевод баллов из первичного в тестовый 

 

МАТЕРИАЛЫ для подготовки к сочинению:

 

Рекомендации учителям по подготовке учащихся к написанию сочинения и по проверке задания 25.

1. Аргументом к позиции автора может служить произведение этого же автора, даже из этого же произведения, только другой эпизод, другие герои.

2. Если экзаменуемый комментирует помимо сформулированной им проблемы еще одну, не обозначенную им в сочинении, то снимается балл по критерию K5 (логика).

3. Нельзя путать автора и рассказчика исходного текста. Если есть нарушение в этом плане, то ставится фактическая ошибка в критерии К2, значит, выпускник получит за комментарий не более 1 балла.

4. При комментировании проблемы исходного текста участником экзамена могут быть допущены негрубые фактические ошибки, не связные с пониманием проблемы исходного текста. При подсчете таких ошибок две негрубые считаются за одну. Если подобная ошибка повторяется, то она считается за одну ошибку. Подобные ошибки учитываются при оценивании работы по критерию К12 (фактические ошибки в фоновом материале).

5. Если в работе экзаменуемый не указал инициалы автора, то ни по какому критерию балл не снижается.

6. Если в работе экзаменуемый указал только имя и отчество писателя или поэта (Александр Сергеевич), то ни по какому критерию балл не снижается.

7. Если в работе экзаменуемый указал только неполное имя и фамилию автора (Саша Пушкин), то снижается балл по критерию К11 (этические ошибки).

8. Если экзаменуемый в качестве аргумента привел сказку или пословицу, то такой аргумент засчитывается как жизненный.

9. Если в сочинении участника экзамена дописан текст после буквы «Z», то проверка работы осуществляется в соответствии с критериями оценивания задания с развернутым ответом только до буквы «Z». Текст, написанный nocлe «Z», не проверяется и не оценивается.

10. Если в работе экзаменуемого от 70 до 150 слов, то по критериям К11-К12 высший балл не ставится.

11. Ошибка в инициалах и фамилии автора исходного текста и/или автора литературного произведения является фактической ошибкой. Но описка: Лиходеев (Вместо Лихачев в исходном тексте) при условии соседства с правильным написанием.

12. И.С. Тургеньев - орфографическая ошибка.

13. И.С. Толстой - фактическая ошибка.

14. «А зори здесь тихие» (без многоточия в конце названия произведения» - не является фактической ошибкой.

15. Если экзаменуемый открыл кавычки, например, при цитировании, но забыл закрыть, то это считается негрубой пунктуационной ошибкой.

 

 

Короткий план к заданию C1 по русскому языку.

1. Введение:

Объем – 2-3 предложения.

Задача: подвести читателя к проблеме

Пример: - Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.

2. Постановка проблемы

Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

 Объем: 2-4 предложения. Пример: - Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.

3. Комментарий к проблеме

Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее

Объем: 4-7 предложений Пример: Затронутая В. Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, люди предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего.

 4. Позиция автора

Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.

 Объем: 1-2 предложения.

Пример: Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.

 5. Ваша позиция

Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.

Объем: 1-2 предложения.

Пример: Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это.

6. 1-й аргумент+литературный пример.
Аргументами могут быть: 1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы. 2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты) То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными.. [Это был аргумент, который мы придумываем на месте] Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее].

7. 2-й аргумент + литературный пример или 2 примера из жизни/науки.

Лучше и здесь привести пример из литературы, чтоб уже наверняка, однако, если в пункте 6. вы уже использовали нашу маленькую уловку с любимым японским писателем, лучше не рисковать. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример и вы его уже использовали. Пишем дальше: Кроме того, психологи, утверждают,что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений.. Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими,что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана. Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась.

8. Заключение

В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призывать читателя к размышлению, используя риторический вопрос. 2-3 предложения.

 

 

 

Шаблоны сочинения ЕГЭ по русскому языку

Шаблон к заданию С1 ЕГЭ по русскому языку.

1. Формулировка проблемы.

             Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…

             Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…

             Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни.

             И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.

2. Комментарий проблемы с элементами краткого пересказа, цитирования.

3. Изложение авторской позиции.

             Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная).

             Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…

             Автора тревожит (беспокоит, волнует)…

             Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …

4. Комментарий к авторской позиции.

             Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…

             Я согласен с… в том, что…

             С мнением автора трудно не согласиться, так как…

             Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…

             Общеизвестно, что… Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… Мне кажется / представляется… Действительно, …

             Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

             Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

             Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

             В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…

             Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…

             В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…

             Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…

В шаблоне предлагаются варианты готовых речевых формул. В каждом пункте приводится несколько вариантов выражения одной и той же мысли. Текст сочинения должен быть ЦЕЛОСТНЫМ, не разбитым на пункты.

 

  

Речевые клише по русскому языку к сочинению

Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Позиция автора

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Для вступления:

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … . Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...

2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема...

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) ...

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах ...)

6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...

7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...

8) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой...

9) Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

Для комментирования проблемы:

1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

4) Рассуждая над проблемой ..., {указываем автора} обращается ... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

Для отражения позиции автора:

1) Позиция автора заключается в том, что...

2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

4) Позиция автора такова:...

5) Автор считает, что...

6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

7) Автор убеждает нас в том, что...

8) В тексте доказывается мысль о том, что...

9) Основная мысль текста заключается в том, что...

10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Для выражения своего мнения:

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …

4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что ...

5) Мне близка позиция автора тем, что …

 Для аргументации собственной позиции:

- с использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с ...

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ...

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...

– из читательского опыта

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности ...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ...

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

- из зрительского опыта

1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи ...

 Для заключения:

1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.

4) (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

 

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

 

Аргументация проблем в сочинении С1

Отличная подборка примеров аргументаций проблем, которые необходимо указывать в сочинении по русскому языку. А также примеры из литературных произведений и "Энциклопедия аргументов".

Темы проблем и аргументов к ним

             Природа и человек

             Детство

             Человек и познание

             Наука

             Нравственные качества человека

             Честь, человеческое достоинство

             Чинопочитание, чиновничество

             Любовь к Родине

             Сохранение исторической памяти, русского языка

             Война

             Героизм

             Патриотизм

             Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество

             Влияние учителя

             Отцы и дети

             Самопожертвование, сострадание, любовь к ближнему

             Самореализация, стремления, цели, смысл жизни, ценности и идеалы человека

             Культура, воспитание, труд, книги в жизни человека, роль примера, одиночество, личности в истории

             Хамство

             Проблема отношения человека к своему делу и его последствий

             Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости

             Проблема отношения к родине

             Преданность собак

             Трагедия "маленького человека"

             Национальная вражда

             Отношение толпы к людям, которые из нее выделяются

             Есть ли у человека свобода выбора?

             Зло, добро и художественная деятельность:

             Счастье

             Нравственный выбор

 

Примеры из литературных произведений по проблемам:

• Историческая память

• Любовь к родине

• Научный прогресс и нравственные качества человека

• Ответственность человека за жизни окружающих

• Отцы и дети

• Роль примера. Воспитание человека

• Самопожертвование во имя любви к ближнему

• Сострадание, чуткость и милосердие

• Человек и власть

• Человек и искусство.

• Воздействие искусства на человека

• Человек и история. Роль личности в истории

• Человек и познание

• Человек и природа

• Черствое и бездушное отношение к человеку

• Честь и бесчестье

 

Примеры из литературных произведений

 

 

36 сочинений по сборнику "ЕГЭ-2016. Типовые экзаменационные варианты"

Готовые сочинения к пособию "Типовые экзаменационные варианты" под редакцией И.П. Цыбулько.

СКАЧАТЬ

 

 

 

Справочник «От проблемы – к аргументам»

Отличный справочник с подборкой проблем и аргументов к ним.

Пособие включает в себя тезисы, цитаты, литературные аргументы и возможные варианты вступления и окончания к каждой проблеме.

spravochnik-po-argumentam.pdf [1.67 Mb]

 

 

Сочинения экспертов

На первых курсах по подготовке учителей к проверке сочинений, написанных в формате ЕГЭ, все участники занятий тоже сдавали экзамен и писали итоговые работы. Лучшие были отобраны и опубликованы в сборнике. Более 40 работ.

 sochineniya-expertov.rar [256.38 Kb]

 

 

Новые критерии оценивания сочинения

 

 

 

 

 

 

 

И ПРОБЛЕМЫ скачать

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"