Демоверсии ЕГЭ 2017 по всем предметам
Бланки ГВЭ
Перевод баллов ЕГЭ в оценки
|
Перевод баллов из первичного в тестовый
|
МАТЕРИАЛЫ для подготовки к сочинению:
Рекомендации учителям по подготовке учащихся к написанию сочинения и по проверке задания 25.
1. Аргументом к позиции автора может служить произведение этого же автора, даже из этого же произведения, только другой эпизод, другие герои.
2. Если экзаменуемый комментирует помимо сформулированной им проблемы еще одну, не обозначенную им в сочинении, то снимается балл по критерию K5 (логика).
3. Нельзя путать автора и рассказчика исходного текста. Если есть нарушение в этом плане, то ставится фактическая ошибка в критерии К2, значит, выпускник получит за комментарий не более 1 балла.
4. При комментировании проблемы исходного текста участником экзамена могут быть допущены негрубые фактические ошибки, не связные с пониманием проблемы исходного текста. При подсчете таких ошибок две негрубые считаются за одну. Если подобная ошибка повторяется, то она считается за одну ошибку. Подобные ошибки учитываются при оценивании работы по критерию К12 (фактические ошибки в фоновом материале).
5. Если в работе экзаменуемый не указал инициалы автора, то ни по какому критерию балл не снижается.
6. Если в работе экзаменуемый указал только имя и отчество писателя или поэта (Александр Сергеевич), то ни по какому критерию балл не снижается.
7. Если в работе экзаменуемый указал только неполное имя и фамилию автора (Саша Пушкин), то снижается балл по критерию К11 (этические ошибки).
8. Если экзаменуемый в качестве аргумента привел сказку или пословицу, то такой аргумент засчитывается как жизненный.
9. Если в сочинении участника экзамена дописан текст после буквы «Z», то проверка работы осуществляется в соответствии с критериями оценивания задания с развернутым ответом только до буквы «Z». Текст, написанный nocлe «Z», не проверяется и не оценивается.
10. Если в работе экзаменуемого от 70 до 150 слов, то по критериям К11-К12 высший балл не ставится.
11. Ошибка в инициалах и фамилии автора исходного текста и/или автора литературного произведения является фактической ошибкой. Но описка: Лиходеев (Вместо Лихачев в исходном тексте) при условии соседства с правильным написанием.
12. И.С. Тургеньев - орфографическая ошибка.
13. И.С. Толстой - фактическая ошибка.
14. «А зори здесь тихие» (без многоточия в конце названия произведения» - не является фактической ошибкой.
15. Если экзаменуемый открыл кавычки, например, при цитировании, но забыл закрыть, то это считается негрубой пунктуационной ошибкой.
Короткий план к заданию C1 по русскому языку.
1. Введение:
Объем – 2-3 предложения.
Задача: подвести читателя к проблеме
Пример: - Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.
2. Постановка проблемы
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Объем: 2-4 предложения. Пример: - Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.
3. Комментарий к проблеме
Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее
Объем: 4-7 предложений Пример: Затронутая В. Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, люди предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего.
4. Позиция автора
Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
Объем: 1-2 предложения.
Пример: Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.
5. Ваша позиция
Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
Объем: 1-2 предложения.
Пример: Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это.
6. 1-й аргумент+литературный пример.
Аргументами могут быть: 1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы. 2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты) То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными.. [Это был аргумент, который мы придумываем на месте] Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее].
7. 2-й аргумент + литературный пример или 2 примера из жизни/науки.
Лучше и здесь привести пример из литературы, чтоб уже наверняка, однако, если в пункте 6. вы уже использовали нашу маленькую уловку с любимым японским писателем, лучше не рисковать. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример и вы его уже использовали. Пишем дальше: Кроме того, психологи, утверждают,что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений.. Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими,что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана. Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась.
8. Заключение
В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призывать читателя к размышлению, используя риторический вопрос. 2-3 предложения.
Шаблоны сочинения ЕГЭ по русскому языку
Шаблон к заданию С1 ЕГЭ по русскому языку.
1. Формулировка проблемы.
• Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…
• Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…
• Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни.
• И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.
2. Комментарий проблемы с элементами краткого пересказа, цитирования.
3. Изложение авторской позиции.
• Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная).
• Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…
• Автора тревожит (беспокоит, волнует)…
• Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …
4. Комментарий к авторской позиции.
• Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…
• Я согласен с… в том, что…
• С мнением автора трудно не согласиться, так как…
• Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…
• Общеизвестно, что… Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… Мне кажется / представляется… Действительно, …
• Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
• Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…
• Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…
• В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…
• Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…
• В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…
• Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…
В шаблоне предлагаются варианты готовых речевых формул. В каждом пункте приводится несколько вариантов выражения одной и той же мысли. Текст сочинения должен быть ЦЕЛОСТНЫМ, не разбитым на пункты.
Речевые клише по русскому языку к сочинению
Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.
Сочинение пишется по определенному плану:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
Для вступления:
1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
2) О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .
15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … . Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…
Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:
1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...
2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема...
3) Данный текст посвящён теме (проблеме) ...
4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...
5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах ...)
6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...
7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...
8) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой...
9) Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.
10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...
11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.